А ты бы дал Пулитцера «Щеглу» Тартт?

Даже если бы я попыталась «соскочить» и не выполнить свое обещание – впечатления от романа «Щегол» Донны Тартт – книга не позволила бы это сделать, она не отпускает просто так)
«Щегол» — тот случай, когда радуешься, что книга такая толстая (а там более 800 страниц). Как увлекательное путешествие, которое хочется продлить всеми силами. Хотя это путешествие местами и подтормаживает (чувствуешь, что слишком долго толчешься на одном месте). Это, наверное, самое основное и частое, за что критикуют роман, — затянутые места. В большинстве случаев эти затянутости оправданы более глубоким вхождением в атмосферу, созданием драматического напряжения или характером главного героя с его пассивным отношением к жизни (даже предложение ему делает девушка), но порой так хочется поскорее уже пойти дальше.
В центре повествования история нью-йоркского мальчика Тео, который во время взрыва галереи забирает оттуда бесценную картину – «Щегла» Фабрициуса. И это изображение птички, прикованной цепью к своей жердочке, становится метафорой жизни главного героя, прикованного к своим страхам и зависимостям. А дальше будут и подростковые метания, и бандитское кино, и философская притча. А также идеально выписанные персонажи, у Тартт нет ни одного поступка героев, который бы не соответствовал его психологическому портрету, ни одного диалога, где бы чувствовалась фальш или диссонанс. Очень трудно описывать подростков с их сленгом, юмором, специфическими темами разговоров, но Донна Тартт делает это безупречно!
Я бы все-таки не стала приравнивать этот роман по глубине к Достоевскому, как встречается иногда в откликах, хотя Тартт и делает к нему отсылки, по-своему переосмысливая через одного из героев роман «Идиот». Книга не имеет того социального охвата, того многообразия мировоззрений и философий, вступающих в спор друг с другом, того болезненного морального выбора и желания решить проблемы всего человечества, хотя последние 10 страниц «Щегла» и похожи больше на философский трактат, чем на художественное произведение. На этих последних страницах (если у вас хватит терпения их прочитать) много интересных размышлений Тартт, и некоторые можно разобрать на цитаты. Например, мне нравится такое: «Каждый психиатр, каждый советчик, каждая диснеевская принцесса знает ответ: «Будь собой, слушай свое сердце»… А если сердце заведет тебя в облако иллюзий, очень далеко от здоровья, домашнего уюта, гражданской ответственности до саморазрушения и катастрофы?»
И последнее, что я хотела сказать, и единственное, что покоробило меня в этой книге, это выводы главного героя (да, наверно, и самой Тартт), что жизнь – это катастрофа, и лучше не родиться, чем родиться в этой сточной канаве. Кажется, что герой настолько зациклен на своей боли и своем страдании, что намеренно не хочет замечать, как много давала ему эта жизнь, шансов, возможностей, чудесных людей рядом (чего стоит только один Гоби!) и даже чудесное спасение в безвыходной ситуации. Однако, как говорят некоторые девочки нашего #ladiesbookclub и такой взгляд на жизнь имеет право быть, тем более в книге для него есть предпосылки.
Охватила далеко не все вопросы, есть там еще и наркотики, и искусство, и изображение героя-украинца, — пишите в комментариях все ваши вопросы, все, что понравилось и не понравилось вам, и интересен ваш ответ на вопрос “Заслуженна ли тут Пулитцеровская премия?”
И да, конечно же, однозначно читать стоит!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *