Бенаквиста «Кто-то другой». Роман о том, как стать самим собой.

Рано или поздно каждому из нас приходит в голову мысль: а так ли я живу, как мечтал когда-то на заре юности; тот ли я человек, каким хотел быть, когда передо мной только-только открылись горизонты взрослой жизни; сделал ли я то, что чувствовал в себе силы сделать?

Этот вопрос —   «Я сейчас – это тот самый я, каким хотел быть, каким был задуман изначально?» — задают себе и герои популярного романа «Кто-то другой» Тонино Бенаквисты. Эта книга – история двух мужчин, которые один раз сыграли в теннис, потом разговорились и выяснили, что ни один, ни другой своей жизнью не довольны. И тогда они заключают пари, что через три года, они встретятся на том же месте, но каждый из них станет другим человеком, полностью изменит свою жизнь. И вот герои просыпаются утром на следующий день и вспоминают, о чем они говорили вечером в баре. Одному герою, Николя, это кажется бредом; а второй, Тьери, будто только и ждал повода, чтоб понять, чего он хотел на самом деле, и перевернуть свою жизнь с ног на голову.

Прыгая с истории одного героя на историю другого, словно теннисный мячик, Бенаквиста непрерывно рассуждает о формировании человеческого характера: каким образом он складывается и насколько сильно можно его изменить. Автор изображает героев в поисках их истинного «я», в попытке обретения радости жизни, воплощения мечты. Бенаквиста пытается помочь читателям, переживающим неудовлетворенность своей жизнью, сделать первый шаг в ее изменении. Поэтому роман настолько резонансен.

Популярен он еще и потому, что в проблемах, страхах, мечтах героев мы узнаем самих себя со своими комплексами и фобиями. Николя, офисный клерк, всю жизнь испытывал непонятно откуда взявшуюся тревогу, страх сделать что-то не так. Тревожность душила, запирала его способности и оборачивалась нервозами. Он будто жил с гирями на ногах, причем добровольно надетыми гирями. И если бы его спросили, чего он боится, почему тревожится, — он бы не нашел ответа.

Второй герой, Тьери, ненавидел своё лицо, поэтому не брился и избегал зеркал, а еще тяготился своей скучной однообразной жизнью, без приключений и авантюр. Он сам предложил это пари, чтобы, заручившись свидетелем и в то же время союзником, ему легче было преодолеть свой страх перед неизвестностью перемен.

В итоге оба героя меняются (использовать способы, предложенные Бенаквистой, не рекомендую),  и меняют свои жизни. Николя становится начальником, изобретателем, встречает прекрасную женщину. Тьери меняет внешность и становится частным детективом (то, о чем он мечтал в детстве).

Параллельно в романе рассказывается несколько коротких занимательных историй, как например, легенда о знатоке вина, который стал таковым после наводнения, обрушившегося на его винный погребок и смывшего с бутылок все этикетки. Бенаквиста здесь в очередной раз напоминает читателю о том, что завершение есть начало нового.  Не надо бояться стать собой и воплотить в жизнь свои мечты, не надо плыть по течению и бояться чужого мнения.

«После прочтения ощущаешь какой-то легкий, но заметный внутренний подъем. Пример перед глазами: ваша жизнь в ваших руках, нужно только очень захотеть», — это один из отзывов об этом романе.

И вот еще: «Как бы мы не менялись, мы все равно останемся собой. Но, возможно, это будет лучшая наша часть», «терапевтическое чтение, потому что герои что-то делают и у них получается».

Книга вызывает мысли о действенном отношении к жизни и собственном предназначении. Как прожить жизнь, чтобы в конце не испугаться бессмысленности собственного существования и невозможности уже что-то изменить? Надо задуматься об этом уже сейчас. И не только задуматься, а действовать. И не обязательно при этом менять внешность и инсценировать собственное исчезновение, как герои книги, изменить мир вокруг себя можно, поменяв свое к нему отношение и осознав цель своей жизни. Ведь счастье состоит в том, чтобы быть собой и быть на своем месте.